"Нет таких наслаждений и радостей, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве".
/Мари де Севинье/
В наши дни общество находится в страшной опасности. Эта опасность-НАРКОМАНИЯ. Она подстерегает нас в каждом дворе,
в каждом подъезде. Сегодня наркотики свободно продаются в школах и на дискотеках. В магазине 7-летние оборванцы попрошайничают "на хлеб" и, получив желаемые деньги, бегут за клеем…
Сегодня дети уходят из реального мира в мир иллюзий. Завтра они уйдут из реального мира навсегда.
Организм молодого человека в среднем выдерживает потребления наркотиков не более 7 лет. Детский организм - намного меньше. Средняя продолжительность жизни наркомана -25 лет… Число детей наркоманов растет с ужасающими темпами.
50000 детей наркоманы и токсикоманы! Каждый день к этому числу прибавляется еще 50 детей. Уже сегодня существует реальная опасность проникновения наркотиков в армию и другие силовые структуры, что может создать серьезную угрозу для обороноспособности страны. Хотя, на мой взгляд, во главу угла ставить нужно в
первую очередь человеческую жизнь, а уж потом обороноспособность, товарооборот и прочее. Стремительный рост наркотизации, алкоголизма среди детей и подростков влияет на здоровье нации. Падает уровень культуры - разве дети наркоманы будут восхищаться Бахом и Моцартом? К отрицательно сказывающейся на нашем здоровье экологии прибавились наркомания и алкоголь, постепенно убивающие не только нервные клетки, печень и сердце - убивающие личность, что не менее страшно… Люди, которые сталкивались с наркоманами, как правило, считают их бессовестными эгоистами, выродками, которые ради наркотиков готовы на все. Это так и не так.
Болезнь заставляет наркомана совершать ужасные поступки, но не значит, что он от этого не страдает.
Очень часто я слышу от знакомых и незнакомых мне людей: не надо мол, "возится" с этими наркоманами, лучше всего изолировать их от общества, сажать их в тюрьмы. Несмотря на то, что наркомания признана во всем мире болезнью, отношение к человеку, взявшему в руки шприц, однозначное- как к преступнику.
В последние годы в странах Европы и США практикуется иной подход: наркоман в первую очередь больной человек, нуждающийся в помощи.
Может быть, вы решите, что вам это неинтересно и вас это не касается. Увы, касается, потому что наркоманов становится все больше и это не какие-нибудь инопланетяне или "выродки", это наши друзья, родные, знакомые.
К большому сожалению, среди моих бывших приятелей есть ребята, которые употребляют наркотики. Их
постепенное угасание, бессмысленное растрачивание жизни не проходит бесследно. Их боль - это моя боль.
Меня волнует их дальнейшая судьба. Поэтому я решил пополнее узнать, что это за проблема и каковы ее масштабы.
МОТИВ - это то, что внутренне побуждает человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувство и мысли.
Каковы основные мотивы употребления одурманивающих средств нашей молодежью?
Мотивы, лежащие в основе употребления наркотиков, различны. Более того, человек может применять одно и то же или разные одурманивающие, возбуждающие средства по меняющимся мотивам. Однако во всех случаях
начальным является любопытство, стремление к новизне ощущений, преодолению запретного барьера. Немалую роль играет и чувство принадлежности к определенной группе сверстников, чем-то отличающихся от большинства,
объединенных чем-то загадочным; как правило, приобщение к наркотикам является в той или иной мере и выражением независимости, а иногда и просто враждебного отношения к окружающим, чем-либо обидевшим подростка.
Конечно, немалую долю в приобщении к таким обособленным группам людей вносит извечное стремление молодежи познать новое, волнующее, таящее опасность. Самый факт запрещения, если это не объяснено, вызывает всякого рода предположения, догадки, закономерное
желание узнать, почему нельзя чего-либо делать.
Психолог К. К. Платонов обращает особое внимание на то, как родители, часто не мотивируя своего "нельзя", ограничиваются запрещением. Недоверие к обоснованности запрещения вызывает сомнения в справедливости и стремление его нарушить. У кого явится желание есть яблоки
с дерева, на котором будет висеть надпись: "Есть яблоки нельзя, так как они опрыснуты ядом"? А мысль: "Папа сам
курит, а мне запрещает" - рождает попытку вкусить "запретный плод". Существенную роль играет подражание или чувство зависти.
- Рано курить тебе, еще маленький!-вот довод, усиливающий зависть ко взрослым и тем толкающий на тайное курение. Такая же ситуация складывается у подростков, которые стоят на перепутье: попробовать наркотик или нет.
Бывает, что наркоманическая зависимость возникает от желания "ясности мышления" или "творческого вдохновения". Мотивом обращения к лекарственным препаратам служит стремление к расслаблению, уход от чего-то гнетущего.
Перечисленные мотивы не обязательно связаны с психопатологией личности или отрицательным влиянием среды. Они действенны как для абсолютно здоровых и уравновешенных подростков, так и для лиц с психическими отклонениями. Более того эти мотивы не обязательно ведут к наркомании. Они могут способствовать и нередко способствуют тому, что человек начинает искать удовлетворения своих потребностей другим путем, без применения
наркотиков.Ведь та же любознательность является одной из замечательных особенностей человека. Она проявляется в раннем возрасте и предопределяет развитие исследовательских наклонностей. Не удивительно поэтому, что
некоторые молодые люди пробуют наркотики с тем. чтобы испытать их действие на себе. Поскольку подавляющее большинство подростков знакомятся с наркотиками (и с алкоголем) в компании своих сверстников, новичок, помимо удовлетворения любопытства, испытывает чувство принадлежности к группе молодежи, престижной для него в данный момент (иначе бы он в нее не стремился и не рисковал испытывать на себе вещества,
о которых он, как правило, уже имеет то или иное представление как о вредных для здоровья).
Конечно, при этом не последнюю роль играют и весьма позитивные в других обстоятельствах особенности личности, такие, как потребность самоутверждения или достижения независимости.
Понятно, что эти мощные для молодежной среды факторы (мотивы), подкрепленные затем фармакологическими и другими эффектами
принимаемых средств, делают наркотики еще более привлекательными. Такая потребность может быть
проявлением скрытого расстройства эмоциональной сферы, при которой ребенок стремится получить мимолетное удовольствие вопреки опасности отравления и даже смерти. Нежелательные отклонения в поведении могут приводить и к преступлению. И все это из-за погони за мнимыми удовольствиями вопреки общественным
традициям. Так что наркомания не только и не столько медицинская, сколько моральная, социально-психологическая, общественная проблема.
Развитие лекарственной зависимости может быть результатом попытки самолечения, например, когда человек прибегает к приему психотропных средств в момент стресса, крушения надежд, скажем, из-за потери юношеской привязанности, разочарования, а также в других случаях депрессии, тревоги, страха.
Люди обращаются к наркотическим средствам, в том числе к алкоголю, табаку, в надежде облегчить состояние, снять утомление, голод, а также в заблуждении, что вызывающее зависимость средство обладает особым свойством лечить болезнь, усиливать половую потенцию и т. п.
И конечно, потребление наркотиков, как уже говорилось, часто связано с попытками завоевания популярности, лидерства среди членов определенной молодежной группировки, особенно для тех, кто страдает "комплексом
неполноценности", или как протест против господствующих представлений, касающихся социального статуса, успеха или чувственных удовольствий.
Подавляющее большинство подростков получают одурманивающие средства, а также сведения о способах их добычи от сверстников. То есть именно сама подростковая среда является источником наркотиков и информации об их свойствах. Так что приобщение мальчика или девочки к группе, где есть лица, потребляющие
наркотики, обычно свидетельствует о том, что первое знакомство с этим дурманом уже остоялось. Здесь же даются "рекомендации" о новых "интересных" средствах, а также о дозах потребления. Группа может оказать помощь своему партнеру и в случае неблагоприятной реакции на препарат, и в случае "преследования" молодого наркомана взрослыми.
Такие сообщества нередко занимают пустые бараки развалины домов или здания, предназначенные для сноса, там и устраивают свои притоны. Условия жизни в них противоречат всем представлениям о жилье человека. Не лучше выглядят и квартиры наркоманов.
Особый, весьма серьезный мотив обращения молодых людей к наркотикам --переживаемые ими личные жизненные трудности. Обычно они связаны либо с семейными конфликтами, либо с ситуацией в школе, либо с какими-то иными проблемами. Сложности такого рода вызывают болезненно переживаемое психическое напряжение, которое делает
невозможной нормальную повседневную жизнь и непременно требует разрядки.
Нельзя недооценивать некоего символического значения, которое придается многими употреблению наркотиков, как это мы имеем дело в случаях с курением и выпивкой, т. е. в начальный период наркоманического или токсикоманического пристрастия большую роль играет не столько действие избранного подростками средства
оглушения, сколько сам символический акт. Представляете: мальчик самостоятельно попал иглой шприца себе в вену и ввел какую-нибудь жидкость. Этого уже достаточно, чтобы доказать свой "героизм", "братство" и т. п. Фактически это тот же "эффект стаи". В прошлом ребята делали себе немыслимые татуировки, причем в самых, казалось бы, невероятных и неподходящих условиях (без иглы- гвоздями, кончиком ножа, используя вместо туши чернила или даже деготь). Теперь эта мода выветрилась, но "эффект стаи" проявляется во многих других явлениях современной жизни молодежи, начиная с
неформальных групп, скажем, мотоциклистов-рокеров или любителей рок музыки и кончая компаниями токсиконаркоманов.
ВНЕШНОСТЬ НАРКОМАНА.
ОПИАТЫ.
Интоксикация: бледность, суженые зрачки, не реагирующие на свет. Пульс редкий,
аритмичный. Либо заторможенность, вялость, сонливость, либо повышение двигательной
и речевой активности, расторможенность. В обоих случаях интоксикация сопровождается
немотивированным подъемом настроения, благодушием, иногда -нарушением памяти и внимания, снижение интеллекта. Эмоциональное огрубение, отсутствие стыда. Использование сленга.Либо ультрамодный, либо неряшливый вид. Выглядят значительно старше своих лет. Истощены. Зубы разрушены. Кожа бледно-желтоватая, сухая, шелушащаяся (почесывания). Многочисленные морщины на лице. Экземы, абсцессы, герпетические высыпания. Обращает на себя внимание раннее облысение. Волосы теряют свой блеск, становятся ломкими. Ломкость ногтей.Хриплый голос. Потливость. Слюнотечение.Икота. Зевота.
КОНОПЛЯ.
Расширение зрачков, красные веки, сухость во рту (пьют воду) Чувство голода, жажды,
немотивированные перепады настроения от веселости и безудержной смешливости до
страха. М.б. бесцельные движения, гримасы, бессвязная ускоренная речь, говорливость,
общительность. Характерный смолистый запах.
КОКАИН.
Расширение зрачков, блеск глаз, красное лицо, бледный нос. Фон настроения приближается
к маниакальному, аффект часто смещается в сторону гневливости. Говорлив, переоценивает
свои способности и возможности. Речь сбивчива, отрывочна, ускорена. Неусидчивость, движения
стереотипны, координация нарушена. М.б. обмороки, носовые кровотечения.
ЭФЕДРОН.
Расширение зрачков, нистагм, блеск глаз. Потливость, тремор пальцев рук, век. Психомоторное возбуждение, агрессия. Высказываются идеи величия, критика отсутствует. Аффект изменчив. Говорливость. Неусидчивость, стремление к деятельности.
КЕТАМИН.
Взор устремлен в одну точку, движения медленны и стереотипны. Речь смазана, неразборчива,
лицо амимично, сознание спутано. На выходе из интоксикации - растерянность, дисфория,
амнезия.
БАРБИТУРАТЫ.
Бледная сальная кожа. Зрачки сужены или расширены, вяло реагируют на свет. Нистагм. Частое и поверхностное дыхание. Походка неуверенная, шаткая. Движения неточные, размашистые, (координация нарушена). Речь смазана, внимание неустойчивое. Настроение изменчиво.
СМОТРИТЕ ТАК ЖЕ:
"КЛАССИФИКАЦИЯ НАРКОТИКОВ".
"ОПЬЯНЯЮЩИЕ СРЕДСТВА".
"НЕ ЛОМАЙ СЕБЕ ЖИЗНЬ".
"ПОСЫПАЯ САХАРОМ ПИЩУ".
НАПИСАТЬ
|
|